Молодежный город

GerbUstIlimsk

Усть-Илимск — своеобразный город, мало похожий на любой другой. Его жилая часть состоит из трёх обособленных районов: Старый город (левый берег Ангары), Новый город (правый берег Ангары), и посёлок Железнодорожный (правый берег Ангары, 2-3 километра южнее Нового города). Посёлок Железнодорожный формально не считается частью Усть-Илимска, но де-факто это тоже его часть.

Численность населения города (по состоянию на 2009 год, с учётом посёлка Железнодорожный) — 108 000 обывателей. Численность народонаселенья имеет стойкую направленность к сокращению.

Три района города связаны промеж собой единственной автодорогой, по которой движется изрядно плотный поток автомобилей. Пересечение Ангары возможно только по автомобильному мосту, находящемуся в 3 километрах ниже плотины Усть-Илимской ГЭС (проезд и проход по плотине невозможен). Мост имеет четыре полосы для движения автомобильного транспорта, две из них предусмотрены только для автомобилей-лесовозов, следующих на ЛПК, и имеют отдельный въезд. Когда-то мост был автомобильно-железнодорожным — по нему пролегала ведомственная железнодорожная линия широкой колеи, заканчивавшаяся тупиком на левом берегу.

На правом берегу поблизости моста присутствовала станция Правобережная. По воспоминаниям одного из бывших жителей Усть-Илимска, в 1980-х годах на ведомственной железнодорожной линии между посёлком Железнодорожный (станция Усть-Илимск) и левым берегом было пассажирское движение — курсировал поезд, состоявший из тепловоза и пассажирских вагонов. По другим данным, конечная станция была на правом берегу вблизи моста, через мост поезд не шёл. Железнодорожные пути на мосту через Ангару были разобраны не позднее 1990-х годов, от посёлка Железнодорожный до бывшей станции Правобережная — в 2008-2009 годах.

Старый город (левобережная часть Усть-Илимска) изначально был его центром, но теперь это — периферийный район, менее привлекательный и «цивильный», чем Новый город. Застройка — в основном не выше пяти этажей, однако вблизи плотины Усть-Илимской ГЭС есть и девятиэтажные жилые дома. Посёлок Железнодорожный имеет приблизительно такой же возраст, как и Старый город. Застройка — пятиэтажные дома, деревянные бараки и частные дома. Новый город — очень молодой район. Тем не менее, это — «ядро» нынешнего Усть-Илимска, его главная часть. В Новом городе находится здание городской администрации, большая часть заведений культурной сферы. По типам построенных домов Новый город напоминает московские микрорайоны, но выглядит намного приятнее подобных районов Москвы благодаря холмистому рельефу и максимальному сохранению природы. Во дворах многоэтажных домов здесь сохранились «островки» леса, не тронутые при застройке, прямо под окнами растут вековые кедры и сосны.

Жилой район, как и Усть-Илимский ЛПК, строился при участии дружественных Советскому Союзу социалистических стран, о чём напоминает название одной из улиц — Белградская (таблички с названием этой улицы продублированы на сербском языке: «улица Београдска»).

Новый город сохраняет атмосферу молодёжного города, «города романтиков и мечтателей», приезжавших когда-то из больших городов страны в отдалённый район Иркутской области «за туманом и запахом тайги». После долгой поездки по восточной части России, где случалось долгое время быть в «депрессивных» городах и посёлках, само по себе бытие в Новом городе, даже в стороне от трамвайной линии, доставляло мне наслаждение. Светлый, красивый и благоустроенный город принимается как нечто дивное, неясно как возникшее в этом регионе, для которого более отличительны «барачные» посёлки, печальные на вид и заключающие большой процент спивающегося и враждебного населения.

Даже факт наличия в Усть-Илимске асфальтированной дороги во «внешний мир» — смотрится как чудо цивилизации: посещённые до этого Усть-Кут и Железногорск на автомобиле доступны лишь по страшной разбитой «грунтовке». Местные жители в подавляющем основной массе считают, что Усть-Илимск находится в очень плохом положении. Лесопромышленный комплекс работает не на полную мощность, обстановка с работой в городе плохая.

Когда-то в Усть-Илимск ехали со всей страны, теперь — напротив, уезжают из него.

Зримым символом угнетенья города многие считают запущенный аэропорт, превращённый в развалины. Когда-то аэропорт был самым прогрессивным в Иркутской области, до 2002 года существовал прямой авиарейс Усть-Илимск — Москва. Теперь улететь можно только из Братска, до которого — 5 часов езды на автобусе.

Усть-Илимск — тупиковый город. Здесь завершаются и железнодорожная линия от станции Хребтовая, и автодорога из Братска. Других дорог (кроме коротких лесовозных) отсюда нет. На сотни километров вокруг — незаселённые пространства, к северу — бездорожные тайга и тундра на тысячи километров, вплоть до Северного Ледовитого океана. Тупиковое положение многие считают одной из причин нынешнего упадка города.


Заинтересовала публикация?

Ваш отзыв